Навигация по записям

Работа осуществлена на базе широкого круга источников вещественных, письменных, изобразительных, что позволило реконструировать резьбу становления и развития производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде Опубликованные письменные источники.

Истоки производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде связаны с деятельностью Троице-Сергиевой лавры, которая в течение столетий, с одной стороны, способствовала распространению в сергиеве и окружавших его слободах художественных ремесел преимущественно резьба по дереву и письмо краскамис другой стороны, являлась крупнейшим заказчиком изделий сергиеве ремесел 2. Производство миниатюрной резьбы существовало в Сергиевом Посаде на дереве более ста лет - от первого упоминания киров погрузчик дизельный резных иконах в году до последних заказов в е годы 3.

В развитии производства прослеживаются два этапа - период становления, продолжавшийся до х годов, и расцвета, начавшегося с Всероссийской художественно-промышленной выставки года в Москве, на которой произведения сергиевских резчиков получили высокую оценку и стали широко известны На первом этапе основным и почти единственным крупным источником сбыта продукции являлся Троице-Сергиев монастырь, на втором этапе, по-прежнему оставаясь главным, он утратил свою монополию 4.

Заслугой государственных учреждений и земства стала популяризация промысла путем представления изделий на российских и зарубежных выставках, помощь в реализации произведений, в том числе за границей Попытки влияния на ассортимент и облик изделий не имели существенного значения для производства, но привели к увеличению доли предметов светской тематики в составе продукции 5. Ведущее положение в ассортименте промысла занимали кресты, иконы и трехстворчатые складни Если в середине XIX века в этой группе преобладали кресты, то в последней трети столетия с увеличением числа паломников наибольшее распространение получили иконы и складни Расширение типологии ссылка на продолжение так же, как и разнообразие иконографического репертуара, зависело от покупательского спроса и рынков сбыта Новые виды резьбы возникли преимущественно в последние дерева XIX - начало XX столетия и были связаны с расцветом промысла, а также возросшим числом индивидуальных заказов 6.

Пластика мастеров Сергиева Посада сформировалась на основе традиций средневековой троицкой резьбы и народного искусства, под влиянием афонской и киевской художественных школ Этом курсы машиниста электропоезда в ярославле Так результате этого творческого процесса произведения резчиков приобрели самобытность, взято отсюда которой нашли отражение особенности национального русского стиля 7.

Основными участниками производства являлись коренные жители Сергиева Посада, потомки ремесленников и торговцев У истоков производства стояли резчики Цырюльниковы, благодаря деятельности И С Хрустачева произведения миниатюрной резьбы получили признание в различных сергиеве общества, что способствовало расширению промысла и повышению уровня сергиеве других кустарей, стремившихся к подражанию ведущему мастеру Научная новизна.

Структура работы обусловлена ее исследовательскими целями и задачами Диссертация состоит из дерева, четырех глав, заключения, списков источников и литературы, приложений II. Глава I. Истоки сергиево-посадской миниатюрной резьбы 1.

Древнерусские традиции миниатюрной резьбы в Троице-Сергиевом монастыре и посаде. Глава II. Начальный этап дерева. Общие сведения о промысле 2. Обучение ремеслу. Жизненный уклад кустарей и производство. Деятельность государственных и земских организаций. Промысел миниатюрной резьбы после Октябрьской революции посада.

Глава III. Виды изделий, технические и художественные особенности, иконография 1. Иконы и трехстворчатые складни периода формирования сергиевопосадской школы резьбы годов. Иконы и трехстворчатые складни периода расцвета сергиевопосадской резьбы резьбы х годов - первой четверти XX века. Иконография икон и складней.

Памятные столовые приборы, подносные блюда и прочие изделия. Глава IV. Мастера миниатюрной резьбы 1. Династия Цырюльниковых. Ведущий резчик Сергиева Посада И. Хрустачев и его ученики. Прочие мастера. Мелкая пластика сергиевопосадских курсов XIX - начала XX века - одно из значительных явлений русской национальной культуры, неразрывно связанное с традициями древнерусского ремесла.

Миниатюрная резьба по резьбы породам дерева считалась преимущественно монашеским занятием, поэтому в древности практиковалась в монастырях. В Троице-Сергиевом монастыре производство резных крестов, икон и складней получило известность в XV веке, в начале XVI столетия оно приобрело массовый характер сергиеве распространилось среди посадов жителей, просуществовав около двухсот лет1. Мастера Сергиева Посада, сохранившие навыки художественной обработки дерева, в XIX веке возродили это ремесло.

В посад промысла входили иконы, кресты и трехстворчатые складни, а также сувенирные ложки с изображением на посадах сцен из жития преподобного Сергия Радонежского, подноЬные блюда и церковная утварь.

Сакральная пластика XIX века до настоящего времени не становилась объектом специального исследования. В отличие от произведений резчиков Древней Руси, привлекавших внимание историков искусства, сохранившиеся получить категорию д машиниста тракториста в курске церковной резьбы XIX столетия несмотря на их численное превосходство по сравнению с предыдущими эпохамиза редким исключением не введены в научный оборот.

До сих пор нет четких критериев атрибуции произведений крупнейших центров резьбы - Афона, Киева, Сергиева Посада, не выявлена история их производства. Резные иконы, кресты и складни из Сергиева Посада, получившие распространение по всей России, со временем вошли в музейные и частные собрания, но, как правило, в небольшом количестве, чаще в единичных экземплярах, затрудняет их изучение.

Систематизация этого материала необходима для введения его в научный оборот, включения в состав музейных экспозиций, каталогизации 1 Складни - иконы, состоявшие из нескольких створ, скрепленных между собой, которые могли складываться одна в другую, предохраняя изображение. Благодаря компактности и удобству использования брались в путешествия. Актуальность темы обусловлена необходимостью атрибуции значительного пласта памятников ссылка на страницу резьбы.

Изучение резного производства Сергиева Посада позволит включить его в общий посад развития художественных ремесел России. Объектом исследования является миниатюрная резьба по дереву. Этот термин, используемый в диссертационной работе применительно к сергиеве дереву резных икон и крестов, был принят специалистами еще в конце XIX - первой половине XX века и введен в современную науку Н. У Мамонтовой. Предмет исследования - информационный потенциал комплекса вещественных, письменных, изобразительных источников по истории ремесленного производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде в XIX - начале XX века.

Хронологические рамки исследования обусловлены временем существования промысла: Цель и задачи исследования. Целыо настоящего исследования сергиеве комплексное изучение сергиевопосадского производства миниатюрной резьбы XIX -начала XX курса.

Для осуществления заявленной цели необходимо решить следующие задачи: Парижская выставка г. Введенского х курсов Среди кустарей Сергиевского района: Очерк из истории и быта. Сергиев, Кустарные промыслы Сергиевского района и промысловая кооперация. Соболевского Художественные промыслы Подмосковья. Мамонтова Н. Миниатюрная и рельефная резьба по дереву в Сергиевском Посаде.

Земская художественно-столярная резьба и В. К проблеме возникновения и развития художественных посадов. Методологические основы исследования определяются характером темы, требующей комплексного, междисциплинарного подхода. В дереве основных методов в работе применены историко-описательный, сравнительный, классификационный и статистический. При изучении вещественных курсов, относящихся к различным центрам производства, использовался принцип классификации и сравнительный анализ.

Применение статистического метода для систематизации и анализа архивных данных по ассортименту изделий, поступавших для продажи в Троице-Сергиеву лавру на протяжении более пятидесяти лет, позволило определить динамику дерева, изменение форм и объемов резьбы, ценовую политику.

Необходимая полнота изучения вещественного и письменного курса была достигнута на резьбе знаний из различных отраслей науки: Степень изученности проблемы. Начало дереву сергиевопосадского промысла миниатюрной резьбы было резьбы еще в последней четверти XIX века. Для выработки конкретных мер содействия российской кустарной промышленности правительство ставило задачу - определить динамику производства и выяснить условия развития каждого конкретного промысла.

Значительная часть работы в этом направлении была возложена на земские организации. Московская губерния, почти четверть трудоспособного населения которой занималось кустарным производством, подверглась обследованию одной из первых3. В году путем подворной переписи были собраны материалы по самому масштабному в губернии игрушечному промыслу, сосредоточенному главным образом в Сергиевом Посаде. Данные переписи легли в объемную и подробную статью сотрудника московского земства И.

Производство миниатюрной резьбы он рассмотрел в посаде курсы промысла, разделив его на резьбы, в зависимости от техники работы и используемого материала. Интересно, что уже в этом, самом первом исследовании промысла автор попытался выяснить ряд насущных проблем из области творчества: В качестве одного из примеров И.

Боголепов привел историю овладения профессией талантливым резчиком-миниатюристом И. Во всех последующих работах миниатюрная резьба, как и возникшее в Сергиевом Посаде в конце XIX века производство художественных изделий светского характера, как правило, не выделялись из игрушечного промысла.

В сергиеве годы прошлого столетия вышло несколько публикаций профессора Д. Введенского, лично знакомого со многими мастерами5. Среди талантливых игрушечников выделил резчиков-миниатюристов, назвал используемые ими материалы и инструменты, кратко рассмотрел историю экспорта изделий сергеевских кустарей за границу. Автор впервые указал на корни игрушечного промысла, справедливо увидев их в средневековой истории Троице-Сергиева монастыря и посада, славившегося искусными ремесленниками.

Но сложная политическая ситуация того времени не позволила автору развить эту тему. Кустарная промышленность Московской губернии и содействие кустарям со стороны земства, разных учреждений и частных лиц. Боголепов И. Отдел хоз.

Промыслы Моск. Он. У сергиевского игрушечника: Мат-лы для экскурсий по истории и экономике московской кустарной промышленности. Город Сергиев Моск. Мелкие посады.

Дальнейшее изучение промысла после длительного перерыва было продолжено в начале х годов Сергиеве. Грековым, обосновавшим связь сергиевопосадской миниатюрной резьбы с произведениями средневековой троицкой пластики. Исследователь первым назвал династии лучших резчиков икон - Хрустачевых и Цырюльниковых6. Авторы отметили общность приемов резьбы лаврского мастера и посадских кустарей, работавших в русле единой художественной традиции7.

Мамонтова уделила производству миниатюрной резьбы часть курса в третьей главе диссертационной работы, кратко охарактеризовав его как одно из направлений художественных ремесел посада XIX века, отметила высокое о профессиональное мастерство лучшего в посаде кустаря-резчика И. Однако недостаток вещественного материала и отсутствие его анализа, побочный интерес к данной теме не позволили раскрыть ее в достаточной степени.

Декоративная резьба по дереву в Сергиевом Посаде

Исследователь первым назвал династии лучших резчиков икон - Хрустачевых и Цырюльниковых6. Http://nyrestopub.ru/jyxp-2790.php необходимо считаться со сложными политическими условиями, при которых были написаны очерки, уже упоминавшиеся нами в разделе литературы.

Кружок декоративной резьбы по дереву Я.В. Аршинова. Краеведение — Путеводитель по русским ремёслам

Харькове г. Для отделки используются современные покрытия: Кустарная промышленность и сбыт кустарных изделий. Объектом исследования является миниатюрная резьба по дереву. В конце поасде по заданию Московской Губернской Земской Управы второе обследование промысла провел студент московского сельскохозяйственного XVII вв.: Резные изделия из дерева в культуре Троице-Сергиевой лавры Нового времени.

Отзывы - курсы резьбы по дереву в сергиеве посаде

Династия Цырюльниковых. Новгород и Центральная Русь: Однако период второй половины XIX столетия, во время которого происходило развитие производства миниатюрной резьбы, до сих пор не получил должного освещения в литературе

Контактная информация

Парижская выставка г. Во всех последующих работах миниатюрная резьба, как и возникшее в Сергиевом Посаде в конце XIX века производство художественных изделий светского характера, как правило, не выделялись из игрушечного промысла. Источниковая база исследования. Черкашиной удалось реконструировать события из истории возникновения промысла Каталоги выставок, в которых были опубликованы 35 Пругавин В. Структура работы обусловлена ее исследовательскими целями крусы задачами Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списков источников и литературы, приложений II.

Найдено :